Вторник, 11.08.2020, 06:31
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Школа № 37"

Наш опрос
Отмечаете ли Вы старый новый год
Всего ответов: 68
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Декабрь » 6 » Исследовать — значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто
17:46
Исследовать — значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто

Исследовать — значит видеть то, что видели

все, но думать так, как не думал никто

 

Научно-исследовательской деятельностью в школе мы занимаемся более 15 лет, начали еще задолго до введения ФГОС, и как оказалось именно это направление деятельности явилось весьма актуальным и перспективным с точки зрения развития активной, разносторонней и самостоятельной познавательной деятельности школьника.

          Целью образования в рамках ФГОС становится не накопление у ученика конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных действий.

          Сегодня выпускник основной школы, кроме усвоения знаний и способов решения познавательных задач, должен уметь самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания в различных учебных и жизненных ситуациях

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская деятельность. Именно такая деятельность расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, формирует универсальные учебные умения.

Как известно, уровень познавательного интереса у школьников младших классов гораздо выше, чем у старшеклассников. Поэтому. исследовательский подход в обучении мы начали с организации, кружковых и факультативных занятий по химии. У нас в школе с 2004 года существует кружок «Юный химик». В нем школьники, начиная с пятого класса, пробуют себя в роли исследователей и получают первоначальные знания о явлениях и веществах окружающего мира.

На занятиях кружка отрабатываются различные технологические приемы, которые требуются при выполнении химических экспериментов: взвешивание, фильтрование, работа со спиртовкой и другие. Ребята знакомятся с таким удивительным предметом, как химия, не столько теоретически, сколько практически: изучают строение молекул и даже лепят их модели из пластилина. Привлекает ребят и то, что на каждом занятии кружка они выполняют хоть маленькую, но экспериментально - поисковую работу, а с 8 класса – приступают уже и к научно-исследовательской работе.

В шестом классе мы проводили факультативные занятия кружка «Живая планета», где знакомили ребят с химическими реакциями, ставили работы по выращиванию кристаллов из растворов поваренной соли и медного купороса, а также проводили анализ продуктов питания (например, чипсов) и газированных напитков.

Самое главное, что на этих занятиях удается выявить учащихся, способных проводить хоть маленькое, но научное исследование. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям. Именно на таких занятиях взращиваются новые «Юные исследователи», увлеченные химией, способные самостоятельно проводить поиск информации, ее обработку и обобщение, выполнять химический эксперимент, готовить презентации своих работ и выступать с их защитой на конференциях различного уровня. Именно здесь приобретается опыт и умения, необходимые учащимся в их дальнейшей творческой деятельности. Так, в кружке Юный химик занимался со второго класса Артем Некрасов, с четвертого класса Буровкина Даша, с пятого класса Северюхина Дарьяна, исследовательские работы которых получали первые места не только на районных конференциях НОУ , но и на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Леонардо», организованном химико-технологическим институтом им Д.И.Менделеева, город Москва.  Артем Некрасов и Северюхина Дарьяна были награждены путевками в Артек.

Выполнить исследовательскую работу даже самую несложную не так-то просто. Все начинается с выбора темы исследования. Тема должна быть интересной, актуальной и практически значимой. Далее учащиеся подбирают литературу по данной теме по различным источникам информации, включая Интернет, изучают методику - исследования и проводят эксперимент, так как химия – наука экспериментальная.

Подготовка научно-исследовательских работ - дело сложное, Она требует много внимания и терпения. Многие эксперименты проходят длительно. В результате этого, человек учится вести наблюдения, обобщать и систематизировать материал, выбирая из всей проделанной работы только самое важное, а также работать с литературой, делать презентации работ и выступать публично. В ходе выполнения исследовательской работы вырабатывается самодисциплина и организованность, умение школьника рационально распределять свое время. Выступления на конференциях НОУ учат человека ориентироваться в нестандартной ситуации, выступать на публике и отвечать на вопросы по теме своей работы.

С восьмого класса стали заниматься научно - исследовательской деятельностью Колпакова Ксения, Новосельцева Мария, работы которых успешно были защищены на Всероссийкой конференции Шаги в науку в г. Обнинске. Колпакова Ксения занималась научным исследованием по химии с 8 по11 класс, неизменно занимая призовые места на различных конкурсах и конференциях. Занятия научно-исследовательской деятельностью способствовало выбору профессии. Сейчас она успешно учится на химическом факультете Политехнического университета. В 8 классе пришла ко мне и Земнюкова Марина и сказала, что хочет заниматься научным исследованием. Мы подобрали интересную тему: «Выращивание кристаллов –дендритов меди.»

Итогом исследования стала отличная работа, с которой она занимала первые места не только на районных и городских конференциях НОУ, но и первое место на Всероссийском конкурсе исследовательских работ

им Д.И.Менделеева город Москва. Работа была отмечена также Президентской премией в размере 30000 рублей. Научная работа Сергеева Михаила по влиянию табакокурения на организм человека также была отмечена на этом конкурсе путевкой в Артек.

          Хочется отметить исследовательскую работу, выполненную в 2017 году ученицей 11 класса Гейер Валерией, также занявшую 2 место на городской конференции НОУ. Сейчас Валерия учится, как и Земнюкова Марина на химическом факультете ННГУ, т.е исследовательская деятельность помогла определиться с выбором профессии.

Научная работа, выполненная в 2017-2018 годах Крюченковой Алиной по исследованию эффективности моющих средств, заняла 1 место на городской конференции НОУ и была призером Всероссийского конкурсе исследовательских работ им. Д.И.Менделеева. в городе Москве.

Исследовательская работа Пигидановой Анны также успешно была представлена на Всероссийского конкурсе исследовательских работ им Д.И.Менделеева и завоевала золотой кубок и диплом 3-ей степени.

 Многие из тех, кто занимался исследовательской работой в кружках или в НОУ связал свою жизнь с химией. Выступления на конференциях НОУ стали для них незаменимой жизненной школой, появился опыт публичных выступлений, появилось умение вести дискуссию и находить аргументы для доказательства своей точки зрения.

Таким образом, одним из наиболее эффективных путей, обеспечивающих развитие личности ученика, формирование у него универсальных учебных умений, является организация исследовательской деятельности. Именно это направление формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения с освоением различных методов.

 

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».

Сенека Младший

 

 

 

Статья подготовлена кандидатом химических наук,

учителем МБОУ «Школа № 37»

Цверовой Зинаидой Вдадимировной

Просмотров: 158 | Добавил: Мария_Алексеевна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Цитата дня: Я счастлив, что принадлежу к нации, слишком маленькой, чтобы совершать большие глупости. /Лоренц (голландец)/
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей

Copyright Карташова М.А. © 2008-2020
Сайт управляется системой uCoz